Волга на воздушной подушке.

Волга на воздушной подушке.

К сожалению дороги, это не то, чем может гордится Россия. Не намного лучше обстояли с ними дела и в СССР. Возможно именно это и привело к появлению проекта, по разработке легкового автомобиля на воздушной подушке.

Впрочем, если быть точным, то проект экспериментального советского автомобиля повышенной проходимости с аэродинамической разгрузкой был скорее гибридом. Машина могла двигаться как в колёсном режиме, так и на воздушной подушке. Основная идея такого гибрида состояла в том, чтобы создать универсальное транспортное средство, способное двигаться как по дорогам, так и за их пределами.

Всего, в рамках этого проекта (1962 г.) было создано три опытных автомобиля. Все они имели одинаковые автомобильные шасси, позаимствованные от других автомобилей серии ГАЗ. Машины могли разгоняться до скорости 170 км/ч. по обычной дороге. В случае необходимости, они переходили в режим воздушной подушки и могли двигаться по бездорожью. Интересной особенностью этих машин, являлось отсутствие юбки, свойственной большинству судов на воздушной подушке. Здесь для создания необходимого эффекта, использовалась специальная форма корпуса автомобиля.

Первый вариант ГАЗ-16 для движения и маневрирования в воздухе использовал те же двигатели, что и для создания воздушной подушки. Это привело к плохой управляемости и низкой скорости. В режиме воздушной подушки машина с трудом достигала скорости в 40 км/ч.

Второй вариант ГАЗ-16А, имел два вспомогательных маршевых двигателей (2×28 л.с.). Они приводили в движение вращающиеся навстречу друг другу трёхлопастные винты, вынесенные на специальные пилоны в задней части машины. Также были добавлены поворотные воздушные рули, для улучшенного маневрирования.

Третий вариант ГАЗ-16B, мог использовать для движения как нагнетающие, так и маршевые двигатели. Это и множество других мелких улучшений, привели к значительному росту технико-экономических показателей.

Несмотря на всю проделанную работу, эффективность этих автомобилей всё равно оставалась достаточно низкой. К тому же они были слишком громоздки. А у руководства страны не было чёткого представления об их использовании. Поэтому вскоре все работы по проекту были свёрнуты и новых работ в этом направлении в СССР больше не велось.